Итак, давно обещанный большой пост про систему наших занятий, и чем мы вообще, собственно, занимаемся с дочерью.
Почему только сейчас?
Дело в том, что только к ее 1 году и 5 месяцам мы пришли к более менее стройному режиму и набору занятий. До года слово "система" совершенно не укладывалась в мое понимание счастливого детства. Я не знаю, почему у некоторых получается, это совершенно не мой случай. Мы "занимались", если это можно так назвать, от случая к случаю: я пробовала разные игры, и смотрела, что находит наибольший отклик. Еще важный момент - я делаю упор на те сферы, которые, по моему мнению, заслуживают особого внимания, например, развитие речи.
Где-то с 9-10 мес. София активно налегала на физическое развитие - училась сидеть, вставать, ходить - и сортировка и прочие развивашки ее совсем не интересовали. Она обожала движение, получала от него радость, и самой важной на тот момент книгой стало пособие Лизель Полински (я уже рекомендовала ее в этом посте). Когда она научилась ходить (это произошло в 1 год и 2 мес), она целый месяц наслаждалась этим своим навыком, но я уже пробовала как-то организовывать занятия. Впрочем, эти попытки обернулись полным провалом: желуди лезли в рот, фасоль забиралась в самые потаенные уголки нашего дома, краски были опробованы на вкус, и вообще, никакой системы :) Иногда, правда удавалось ее увлечь, но ненадолго. Прекрасно шли различные занятия на развитие речи, но смешно говорить об организации "тритатушки тритата". Когда есть удобная минутка - тогда мы и "занимались", а точнее - играли.
В год и 3 я заметила, что ее внимание уже способно задерживаться на чем-то достаточно долго. Тогда я приобрела комплект Школы 7 гномов, я изучила порядок чтения книг, и мы начали устраивать 20-30 минутки после дневного сна. И вот сейчас я вижу ее интерес и готовность к разным активностям.
Смотрите! На самом деле, то что я называла провалом, нужно назвать "необходимым этапом". Мне казалось, что мы занимаемся ерундой, а я еще и фанатичная мать, которая вечно подсовывает ребенку всякую дрянь. Но ребенок знакомился с материалами для занятий, учился с ними взаимодействовать, и главное - тренировал внимание. Так что спокойно, мамаши, в итоге все будет хорошо :). Это важно осознать. Мы конечно все понимаем, что глупо требовать от годовичка сосредоточенности взрослого, но забываем об этом, когда вместо складывания пирамидки, ребенок бьет ею себя по голове. Так что в минуты педагогического отчаяния - вспоминайте мудрость этого абзаца! :)
Теперь, когда я могу поделиться с вами более-менее проверенной системой занятий, нужно сказать еще вот что:
Это расписание - не строго показанная необходимость, а программа максимум. Ее компоненты можно (и нужно!) комбинировать, менять местами, исключать и заменять приятныминичего-не-развивающими бесилками на кровати и походами в гости.
Про возраст
Я использовала целый спектр занятий: от тех, с которых мы начинали (и они до сих пор идут на ура) - для детей до 1,5 до занятий, которые мы еще только пробуем на зубок (они подойдут деткам от 2х и дальше). Трудно сказать что-то однозначно - дети такие разные! Я рекомендую попробовать ВСЕ! начиная прямо с года. Возможно, вы недооцениваете вашего ребенка (моя самая большая ошибка), да и надо когда-то начинать.
Про прогулки
Отдельная тема - прогулки. Я всегда нахожусь в поиске интересных идей и маршрутов, но зачастую день оказывается таким непредсказуемым! Иногда моих сил хватает на болтовню с соседкой в дворовой песочнице, иногда мы можем выбраться в какое-то интересное место. Поэтому для меня - достаточно трудно подчинить расписанию наши прогулки. А вот список идей - другое дело! И я обязательно посвящу этому не один пост. На этой неделе - наши обычные маршруты.
Вдохновение Монтессори
Я не планирую становиться 100% монтессори-мамой (пока), но очень многое в этой системе меня восхищает, и я беру 1000 идей на карандаш. Некоторые занятия (пересыпание круп, сортировка белья) могут показаться странными и простыми, но я вижу, как они работают, и делают Софию более умелой и самостоятельной.А самое главное - их практическое применение в реальной жизни, и длительность (наша монтессори-суббота - самый деловой день в ее жизни, и самый простой для меня).
Школа 7 гномов
В наших занятиях я упоминаю эти пособия несколько раз. Мы уже как 2-3 месяца ими пользуемся, и вот что я имею сказать: они хороши, но не все (для меня). Некоторые очень грамотно составлены, я вижу реальную пользу, приятные иллюстрации и важно - карточки. Вы можете приобрести некоторые книжечки отдельно (с карточками), а можете заменить их на видео в YouTube, и фото/карточками из интернета.Кстати, их можно бесплатно скачать.
Под моим прицелом оказались следующие сферы развития (для удобства я промаркировала их цветом):
Чем заняться, что бы задействовать эти сферы развития? Вот таблица для этой недели:
Таким образом, сетка занятий на день выглядит так:
Почему только сейчас?
Дело в том, что только к ее 1 году и 5 месяцам мы пришли к более менее стройному режиму и набору занятий. До года слово "система" совершенно не укладывалась в мое понимание счастливого детства. Я не знаю, почему у некоторых получается, это совершенно не мой случай. Мы "занимались", если это можно так назвать, от случая к случаю: я пробовала разные игры, и смотрела, что находит наибольший отклик. Еще важный момент - я делаю упор на те сферы, которые, по моему мнению, заслуживают особого внимания, например, развитие речи.
Где-то с 9-10 мес. София активно налегала на физическое развитие - училась сидеть, вставать, ходить - и сортировка и прочие развивашки ее совсем не интересовали. Она обожала движение, получала от него радость, и самой важной на тот момент книгой стало пособие Лизель Полински (я уже рекомендовала ее в этом посте). Когда она научилась ходить (это произошло в 1 год и 2 мес), она целый месяц наслаждалась этим своим навыком, но я уже пробовала как-то организовывать занятия. Впрочем, эти попытки обернулись полным провалом: желуди лезли в рот, фасоль забиралась в самые потаенные уголки нашего дома, краски были опробованы на вкус, и вообще, никакой системы :) Иногда, правда удавалось ее увлечь, но ненадолго. Прекрасно шли различные занятия на развитие речи, но смешно говорить об организации "тритатушки тритата". Когда есть удобная минутка - тогда мы и "занимались", а точнее - играли.
В год и 3 я заметила, что ее внимание уже способно задерживаться на чем-то достаточно долго. Тогда я приобрела комплект Школы 7 гномов, я изучила порядок чтения книг, и мы начали устраивать 20-30 минутки после дневного сна. И вот сейчас я вижу ее интерес и готовность к разным активностям.
Смотрите! На самом деле, то что я называла провалом, нужно назвать "необходимым этапом". Мне казалось, что мы занимаемся ерундой, а я еще и фанатичная мать, которая вечно подсовывает ребенку всякую дрянь. Но ребенок знакомился с материалами для занятий, учился с ними взаимодействовать, и главное - тренировал внимание. Так что спокойно, мамаши, в итоге все будет хорошо :). Это важно осознать. Мы конечно все понимаем, что глупо требовать от годовичка сосредоточенности взрослого, но забываем об этом, когда вместо складывания пирамидки, ребенок бьет ею себя по голове. Так что в минуты педагогического отчаяния - вспоминайте мудрость этого абзаца! :)
Теперь, когда я могу поделиться с вами более-менее проверенной системой занятий, нужно сказать еще вот что:
Это расписание - не строго показанная необходимость, а программа максимум. Ее компоненты можно (и нужно!) комбинировать, менять местами, исключать и заменять приятными
Про возраст
Я использовала целый спектр занятий: от тех, с которых мы начинали (и они до сих пор идут на ура) - для детей до 1,5 до занятий, которые мы еще только пробуем на зубок (они подойдут деткам от 2х и дальше). Трудно сказать что-то однозначно - дети такие разные! Я рекомендую попробовать ВСЕ! начиная прямо с года. Возможно, вы недооцениваете вашего ребенка (моя самая большая ошибка), да и надо когда-то начинать.
Про прогулки
Отдельная тема - прогулки. Я всегда нахожусь в поиске интересных идей и маршрутов, но зачастую день оказывается таким непредсказуемым! Иногда моих сил хватает на болтовню с соседкой в дворовой песочнице, иногда мы можем выбраться в какое-то интересное место. Поэтому для меня - достаточно трудно подчинить расписанию наши прогулки. А вот список идей - другое дело! И я обязательно посвящу этому не один пост. На этой неделе - наши обычные маршруты.
Вдохновение Монтессори
Я не планирую становиться 100% монтессори-мамой (пока), но очень многое в этой системе меня восхищает, и я беру 1000 идей на карандаш. Некоторые занятия (пересыпание круп, сортировка белья) могут показаться странными и простыми, но я вижу, как они работают, и делают Софию более умелой и самостоятельной.А самое главное - их практическое применение в реальной жизни, и длительность (наша монтессори-суббота - самый деловой день в ее жизни, и самый простой для меня).
Школа 7 гномов
В наших занятиях я упоминаю эти пособия несколько раз. Мы уже как 2-3 месяца ими пользуемся, и вот что я имею сказать: они хороши, но не все (для меня). Некоторые очень грамотно составлены, я вижу реальную пользу, приятные иллюстрации и важно - карточки. Вы можете приобрести некоторые книжечки отдельно (с карточками), а можете заменить их на видео в YouTube, и фото/карточками из интернета.
Под моим прицелом оказались следующие сферы развития (для удобства я промаркировала их цветом):
Мышление\логика
развитие речи
мелкая моторика
развитие речи
мелкая моторика
сенсорное
развитие
творческое развитие
творческое развитие
физическое
развитие
музыкальное
развитие
Чем заняться, что бы задействовать эти сферы развития? Вот таблица для этой недели:
До завтрака
|
прогулка
|
После сна
|
прогулка/доп. занятия
| |
понедельник
|
*зарядка
*муз. Минутка *чтение книги/альбом по р/речи Ладушки |
Поход в парк
|
1.Ш7Г “Большой-маленький”; нагл. пособия
2.игра с губкой и температурой 3.пересыпание крупы ложкой |
Рисование губкой/пальчиками
|
вторник
|
Ролевая игра, тушки-тутушки
|
Сбор предметов в ведерко
|
1.Большой-маленький: кормление куклы
2.Сортировка природных материалов 3.проталкивание в узкое горлышко |
Рисование кистью (акварель), окрашивание воды
|
среда
|
Ролевая игра “птичка ест”,
“сорока” |
На озере, кормим птиц, наблюдаем
|
1.Сортировка по цвету, игра с пирамидкой
2.Сортировка цветных макарон 3.Соленое тесто:разминаем руки |
Лепим фигурки из соленого теста
|
четверг
|
Потешки “Медведь”, “прокачусь по льду”
|
Парк, (зоопарк? Контактный зоопарк?)
|
1.Ш7Г “Это чей голос”, карточки “звери и их дети.”
2.Лепим горошинки из пластилина 3. Баночки и крышки |
Пластилиновое дерево
|
пятница
|
“Кто в домике живет”
“кулачки” |
Парк
Наслаждаемся листопадом |
1.Ш7Г “Веселый-Грустный”, игры с карточками
2.Игра с тряпочками |
Рисуем валиком и кистями для ремонта
(масштабно!:) |
суббота
|
“Курочка кудахчет”
|
Песочница: копаем ямки и строим горки
|
1.Сортировка белья
2.сенсорная коробка Осень 3. Заметаем на совочек |
* Примечания:
Ш7г - сокращение Школа 7 гномов. На занятии мы обычно изучаем 1-2 разворота книги.
*Речевые игры, типа "ладушки" хорошо вам знакомы; под ролевыми сюжетными играми я рассматриваю всякие ситуации с куклой (как она ест, как ходит на горшок, как танцует, как спать ложится)
*Я опустила несколько сфер развития, так как наши занятия по ним довольно однообразны и рутинны:
Ш7г - сокращение Школа 7 гномов. На занятии мы обычно изучаем 1-2 разворота книги.
*Речевые игры, типа "ладушки" хорошо вам знакомы; под ролевыми сюжетными играми я рассматриваю всякие ситуации с куклой (как она ест, как ходит на горшок, как танцует, как спать ложится)
*Я опустила несколько сфер развития, так как наши занятия по ним довольно однообразны и рутинны:
развитие речи
|
музыкальное развитие
|
физическое развитие
|
Чтение книг, альбом на развитие речи, просьбы и разговоры с ребенком
|
Небольшие музыкальные 5 минутки: включаю разную музыку, смотрю за реакцией, иногда фоном.
|
Игры с мячом, игры на фитболе, догонялки, хождение по узкой дощечке, прыганье-спрыгивание, лестницы
|
Таким образом, сетка занятий на день выглядит так:
До Завтрака
|
развитие речи физическое развитие музыкальное развитие
|
Прогулка 1
|
физическое развитие
|
После Сна
|
Мышление\логика Мелкая моторика сенсорное развитие
|
Прогулка 2/доп.занятия
|
творческое развитие
|
Перед сном
|
развитие речи сенсорное развитие
|
*Примечания: Прогулка 2 может быть обычной прогулкой с физическим развитием, крупной/мелкой моторикой, а так же сенсорным развитием. А может быть (особенно зимой) заменена занятиями дома.
* Перед сном я обычно делаю массаж - отличный элемент сенсорного развития.
* Перед сном я обычно делаю массаж - отличный элемент сенсорного развития.
Итак, подведем итоги:
1. Система занятий на неделю на основе блочного планирования дня (привязка к режиму)
2. Система гибкая - можно делать хоть все, хоть смело заменить половину гостями, нежностями и валянием в кровати. Интеллект ребенка не пострадает.
3.Упор на так называемые "целевые" развивашки - когда есть некое подобие результата, требуется инвентарь, и пр. Музыка и физ. занятия у меня прока простаивают :)
4. Потешки в речевых занятиях - не обязательно каждый день брать что-то новое. Я указала такое разнообразие исключительно в целях ознакомления с чем-то интересным. Сама я планирую попробовать каждую из них, но "в ямку - бух!" наш бессменный лидер и фаворит :)
5. В прикрепленном pdf документе вы найдете описание игр.
6 В составлении плана занятий я опиралась на схождение двух своих принципов (которые часто спорят): ребенка нужно развивать, и не ценой всех 100% своего свободного времени и сил. То есть, максимально ненапряжные задания и материалы. Кожу с попы динозавра искать не надо, обойдемся губками и каштанами :)
1. Система занятий на неделю на основе блочного планирования дня (привязка к режиму)
2. Система гибкая - можно делать хоть все, хоть смело заменить половину гостями, нежностями и валянием в кровати. Интеллект ребенка не пострадает.
3.Упор на так называемые "целевые" развивашки - когда есть некое подобие результата, требуется инвентарь, и пр. Музыка и физ. занятия у меня прока простаивают :)
4. Потешки в речевых занятиях - не обязательно каждый день брать что-то новое. Я указала такое разнообразие исключительно в целях ознакомления с чем-то интересным. Сама я планирую попробовать каждую из них, но "в ямку - бух!" наш бессменный лидер и фаворит :)
5. В прикрепленном pdf документе вы найдете описание игр.
6 В составлении плана занятий я опиралась на схождение двух своих принципов (которые часто спорят): ребенка нужно развивать, и не ценой всех 100% своего свободного времени и сил. То есть, максимально ненапряжные задания и материалы. Кожу с попы динозавра искать не надо, обойдемся губками и каштанами :)
Всю эту красоту можно скачать как целиком (таблица+ описание занятий), так и по дням.
Целиком - скачать тут
По дням:
Целиком - скачать тут
По дням:
- Таблица
- Понедельник
- Вторник
- Среда
- Четверг
- Пятница
- Суббота
P.S. Файлы хранятся в Dropbox. Что бы скачать на компьютер, регистрация не нужна. Кнопочка скачать в правом верхнем углу :)
P.P.S. Я буду очень очень рада отзывам и комментариям тут и в моем Instagram @masha_sophie_days :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий