четверг, 13 октября 2016 г.

о наших развивающих занятиях + расписание в таблице и описание с фото в pdf (скачать!)

Итак, давно обещанный большой пост про систему наших занятий, и чем мы вообще, собственно, занимаемся с дочерью.

Почему только сейчас?
Дело в том, что только к ее 1 году и 5 месяцам мы пришли к более менее стройному режиму и набору занятий. До года слово "система" совершенно не укладывалась в мое понимание счастливого детства. Я не знаю, почему у некоторых получается, это совершенно не мой случай. Мы "занимались", если это можно так назвать, от случая к случаю: я пробовала разные игры, и смотрела, что находит наибольший отклик. Еще важный момент - я делаю упор на те сферы, которые, по моему мнению, заслуживают особого внимания, например, развитие речи.

Где-то с 9-10 мес. София активно налегала на физическое развитие - училась сидеть, вставать, ходить - и сортировка и прочие развивашки ее совсем не интересовали. Она обожала движение, получала от него радость, и самой важной на тот момент книгой стало пособие Лизель Полински (я уже рекомендовала ее в этом посте). Когда она научилась ходить (это произошло в 1 год и 2 мес), она целый месяц наслаждалась этим своим навыком, но я уже пробовала как-то организовывать занятия. Впрочем, эти попытки обернулись полным провалом: желуди лезли в рот, фасоль забиралась в самые потаенные уголки нашего дома, краски были опробованы на вкус, и вообще, никакой системы :)  Иногда, правда удавалось ее увлечь, но ненадолго. Прекрасно шли различные занятия на развитие речи, но смешно говорить об организации "тритатушки тритата". Когда есть удобная минутка - тогда мы и "занимались", а точнее - играли.

В год и 3 я заметила, что ее внимание уже способно задерживаться на чем-то достаточно долго. Тогда я приобрела комплект Школы 7 гномов, я изучила порядок чтения книг, и мы начали устраивать 20-30 минутки после дневного сна. И вот сейчас я вижу ее интерес и готовность к разным активностям.

Смотрите! На самом деле, то что я называла провалом, нужно назвать "необходимым этапом". Мне казалось, что мы занимаемся ерундой, а я еще и фанатичная мать, которая вечно подсовывает ребенку всякую дрянь. Но ребенок знакомился с материалами для занятий, учился с ними взаимодействовать, и главное - тренировал внимание. Так что спокойно, мамаши, в итоге все будет хорошо :). Это важно осознать. Мы конечно все понимаем, что глупо требовать от годовичка сосредоточенности взрослого, но забываем об этом, когда вместо складывания пирамидки, ребенок бьет ею себя по голове. Так что в минуты педагогического отчаяния - вспоминайте мудрость этого абзаца! :)

Теперь, когда я могу поделиться с вами более-менее проверенной системой занятий, нужно сказать еще вот что:

 Это расписание - не строго показанная необходимость, а программа максимум. Ее компоненты можно (и нужно!) комбинировать, менять местами, исключать и заменять приятными ничего-не-развивающими  бесилками на кровати и походами в гости.

Про возраст
Я использовала целый спектр занятий: от тех, с которых мы начинали (и они до сих пор идут на ура) - для детей до 1,5 до занятий, которые мы еще только пробуем на зубок (они подойдут деткам от 2х и дальше). Трудно сказать что-то однозначно - дети такие разные! Я рекомендую попробовать ВСЕ! начиная прямо с года. Возможно, вы недооцениваете вашего ребенка (моя самая большая ошибка), да и надо когда-то начинать.

Про прогулки
Отдельная тема - прогулки. Я всегда нахожусь в поиске интересных идей и маршрутов, но зачастую день оказывается таким непредсказуемым! Иногда моих сил хватает на болтовню с соседкой в дворовой песочнице, иногда мы можем выбраться в какое-то интересное место. Поэтому для меня - достаточно трудно подчинить расписанию наши прогулки. А вот список идей - другое дело! И я обязательно посвящу этому не один пост. На этой неделе - наши обычные маршруты.

Вдохновение Монтессори
Я не планирую становиться 100% монтессори-мамой (пока), но очень многое в этой системе меня восхищает, и я беру 1000 идей на карандаш. Некоторые занятия (пересыпание круп, сортировка белья) могут показаться странными и простыми, но я вижу, как они работают, и делают Софию более умелой и самостоятельной.А самое главное - их практическое применение в реальной жизни, и длительность (наша монтессори-суббота - самый деловой день в ее жизни, и самый простой для меня).

Школа 7 гномов
В наших занятиях я упоминаю эти пособия несколько раз. Мы уже как 2-3 месяца ими пользуемся, и вот что я имею сказать: они хороши, но не все (для меня). Некоторые очень грамотно составлены, я вижу реальную пользу, приятные иллюстрации и важно - карточки. Вы можете приобрести некоторые книжечки отдельно (с карточками), а можете заменить их на видео в  YouTube, и фото/карточками из интернета. Кстати, их можно бесплатно скачать.

Под моим прицелом оказались следующие сферы развития (для удобства я промаркировала их цветом):

Мышление\логика
развитие речи
мелкая моторика
сенсорное развитие
творческое развитие
физическое развитие
музыкальное развитие

Чем заняться, что бы задействовать эти сферы развития? Вот таблица для этой недели:



До завтрака
прогулка
После сна
прогулка/доп. занятия
понедельник
*зарядка
*муз. Минутка
*чтение книги/альбом по р/речи
Ладушки
Поход в парк
1.Ш7Г “Большой-маленький”; нагл. пособия
2.игра с губкой и температурой
3.пересыпание крупы ложкой
Рисование губкой/пальчиками
вторник
Ролевая игра, тушки-тутушки
Сбор предметов в ведерко
1.Большой-маленький: кормление куклы
2.Сортировка природных материалов
3.проталкивание в узкое горлышко
Рисование кистью (акварель), окрашивание воды
среда
Ролевая игра “птичка ест”,
“сорока”
На озере, кормим птиц, наблюдаем
1.Сортировка по цвету, игра с пирамидкой
2.Сортировка цветных макарон
3.Соленое тесто:разминаем руки
Лепим фигурки из соленого теста
четверг
Потешки “Медведь”, “прокачусь по льду”
Парк, (зоопарк? Контактный зоопарк?)
1.Ш7Г “Это чей голос”, карточки “звери и их дети.”
2.Лепим горошинки из пластилина
3. Баночки и крышки
Пластилиновое дерево
пятница
“Кто в домике живет”
“кулачки”
Парк
Наслаждаемся листопадом
1.Ш7Г “Веселый-Грустный”, игры с карточками
2.Игра с тряпочками
Рисуем валиком и кистями для ремонта
(масштабно!:)
суббота
“Курочка кудахчет”
Песочница: копаем ямки и строим горки
1.Сортировка белья
2.сенсорная коробка Осень
3. Заметаем на совочек

* Примечания:
Ш7г - сокращение Школа 7 гномов. На занятии мы обычно изучаем 1-2 разворота книги.

 *Речевые игры, типа "ладушки" хорошо вам знакомы; под ролевыми сюжетными играми я рассматриваю всякие ситуации с куклой (как она ест, как ходит на горшок, как танцует, как спать ложится)

*Я опустила несколько сфер развития, так как наши занятия по ним довольно однообразны и рутинны:



развитие речи
музыкальное развитие
физическое развитие
Чтение книг, альбом на развитие речи, просьбы и разговоры с ребенком
Небольшие музыкальные 5 минутки: включаю разную музыку, смотрю за реакцией, иногда фоном.
Игры с мячом, игры на фитболе, догонялки, хождение по узкой дощечке, прыганье-спрыгивание, лестницы

Таким образом, сетка занятий на день выглядит так:



До Завтрака
развитие речи физическое развитие музыкальное развитие
Прогулка 1
физическое развитие
После Сна
Мышление\логика Мелкая моторика сенсорное развитие
Прогулка 2/доп.занятия
творческое развитие
Перед сном
развитие речи сенсорное развитие
*Примечания: Прогулка 2 может быть обычной прогулкой с физическим развитием, крупной/мелкой моторикой, а так же сенсорным развитием. А может быть (особенно зимой) заменена занятиями дома.
* Перед сном я обычно делаю массаж - отличный элемент сенсорного развития.


Итак, подведем итоги:

1. Система занятий на неделю на основе блочного планирования дня (привязка к режиму)
2. Система гибкая - можно делать хоть все, хоть смело заменить половину гостями, нежностями и валянием в кровати. Интеллект ребенка не пострадает.
3.Упор на так называемые "целевые" развивашки - когда есть некое подобие результата, требуется инвентарь, и пр. Музыка и физ. занятия у меня прока простаивают :)
4. Потешки в речевых занятиях - не обязательно каждый день брать что-то новое. Я указала такое разнообразие исключительно в целях ознакомления с чем-то интересным. Сама я планирую попробовать каждую из них, но "в ямку - бух!" наш бессменный лидер и фаворит :)
5. В прикрепленном pdf документе вы найдете описание  игр.
6 В составлении плана занятий я опиралась на схождение двух своих принципов (которые часто спорят): ребенка нужно развивать, и не ценой всех 100% своего свободного времени и сил. То есть, максимально ненапряжные задания и материалы. Кожу с попы динозавра искать не надо, обойдемся губками и каштанами :)
Всю эту красоту можно скачать как целиком (таблица+ описание занятий), так и по дням.
Целиком
- скачать тут
По дням:





Комментариев нет:

Отправить комментарий