вторник, 25 октября 2016 г.

Если ребенок не хочет заниматься

Почему год - это не рано для сортировки, игр с мелкими предметами, и прочих развивашек?

В целом, причина одна, но как по мне, ее достаточно:

Мы не знаем, на что способны наши дети, и в каком возрасте что они умеют. Ну, то есть приблизительно с нормами мы знакомы, а вот в каком возрасте ребенок проявит интерес к определенному роду занятий - будь то чтение книг, или игры на мелкую моторику, или рисование с лепкой - тут мы мало знаем. Не знаем, пока не попробуем. 

Поэтому, надо пробовать. И тут возникают следующие проблемы.Когда начинаются  попытки, можно услышать что-то такое: "Повезло! А мой ребенок неусидчивый, он разбросает все в момент", "А моя дочь пластилин ест", "А мы уже съели горсть этой фасоли", "А нам лишь бы побегать".

Вы понимаете, откуда у таких мыслей ноги растут? Мы не берем во внимание важный момент, что все эти занятия от года до двух - это подготовка, знакомство, увлекательный процесс познания, именно ПРОЦЕСС, которым мы наслаждаемся, и не ждем результата. Ребенок развивается, все идет своим чередом, и в верном направлении. Если не понять и не принять эту простую мысль, то вполне естественное поведение ребенка в этот период знакомства будет вызывать недоумение и раздражение. Вы же не ждете, что при первом знакомстве с пластилином ребенок слепит человечка?

Из личного опыта:
Когда Софе было от 9 месяцев до 1,2 я тоже крепко задумалась, а надо ли нам все это? Потому что до года вся эта возня с мелкими предметами ею не воспринималась в принципе (что, как я сейчас понимаю, нормально - ребенок осваивал прямохождение), а после года, если ее величество задерживалось на каштанах да баночках - то занималась она этим ровно 30 секунд. Все. Насмотревшись роликов в Instagram, я окончательно пала духом, и забила на регулярные занятия. Я чувствовала страшное разочарование во всех этих развивашках, мне казалось, что я что-то делаю не так, а как - не знаю. И как вообще все это организовать, и как с ней заниматься, и как не упустить что-то, особенно если ребенок не хочет делать ничего, кроме криков и беготни. Если хоть какое-то из этих переживаний вам знакомо, вы не одиноки!
Я начала искать в книгах по воспитанию все на эту тему, спрашивать более взрослых и опытных мам (в том числе и свою), присматриваться к своему ребенку. И что я выяснила.

1. Возраст ребенка
Если это ребенок до года, то речи о "занятиях" и вовсе не идет. Ребенок и так поглощает массу информации из обычного окружения (тут большую роль играет среда  - она должна быть с большим развивающим потенциалом -яркая комната, яркие игрушки, фактурныле материалы). Но можно предлагать ребенку предметы для изучения, предметы, которые впоследствии станут материалом для ваших игр.
С года до 3х длительность концентрации ребенка на каком-то виде деятельности увеличивается до 3х - 10 минут.
Занятие должно быть ярким и интересным, так как просто по команде взрослого в возрасте 1-3 лет "включиться" невозможно. Нужно реально заинтересовать ребенка.

2. Естественные этапы развития ребенка
Если ваш малыш переходит от ползания к прямохождению, то высока вероятность, что его ничто не будет интересовать сильнее отработки новых навыков. Они поражают и удивляют его, дите стремится чаще и как можно больше "тренироваться". После освоения ходьбы без опоры, еще месяц уйдет на оттачивание и маневренность. Вот тут стоит сделать упор на физическое развитие ребенка, и предлагать ему всякие необычные поверхности для ходьбы - песок, грунт, бордюры, ступеньки. Фасоль подождет.

3. Темперамент
Есть дети с очень "шилопопным" темпераментом. В прямом смысле - это маленькие моторчики, которые устраивают погромы на пустом месте. Это ок - мы все разные, и ребенку нужно позволить быть тем, кто он есть. НО! Предлагать "усидчивые" занятия нужно время от времени. Подгадывать периоды в вашем расписании - возможно перед сном, или сразу после. Стимулировать рассматривание и изучение чего-либо на прогулке. Рано или поздно придется сесть за парту, и привычку к концентрации, вниманию и усидчивости надо развивать. Со скидкой на характер :)

4.Процесс познания

Вы приготовили две мисочки: пустую, и с крупой. Ложечку приготовили. Посадили ребенка, показали, а он - нахал, бросил ложку на пол, схватил горсть крупы и отправил в вас, а миску одел на голову.  Вы переживаете - пользы никакой, только силы зря потратила. А на самом деле - польза колоссальная. Ребенок изучает свойства предметов - что ложка тяжелая, металлическая,падает с грохотом. А пшенка- легкая, рассыпается мелкая. А миска выпуклая,могу на голову одеть, а можно положить туда что-то. Так же и с пластилином, который дети норовят скушать.  Ребенок вначале познает ЧТО это за предмет, его сущность и свойства, а потом уже всякие разные операции и манипуляции с ним. Это надо пройти,это очень важный этап.

5. Материнский косяк
Наша основная мамская боль  - это ожидание результата, видимого и "хоть какого-то". Что бы не просто с пластилином играл, а человечек на выходе. Что бы не просто цветные макароны в руках подержал, а все и каждую макаронину по цвету рассортировал, и до единой. Пальчиковыми красками - "Об себя не вытирай!", что бы потом шедевр и в рамочку. Ну хоть что-то. Что бы с каштанами только то, что мама сказала, делал, именно по маминому сценарию играл. Но это все не про детей, не это им нужно (если мы говорим о реальном развитии, а не просто корме для нашего материнского эго). ФОКУС НА ПРОЦЕССЕ, а не результате. Это моя мантра, и благодаря ей у меня не возникает ни единой мысли, что мы что-то сделали зря, даже если игра пошла не так, как я задумала.

Итак, что делать, если ребенок ломает сценарий занятий, делает все по-своему, или стоит на голове вообще?

1. Выдохнуть. Иных вариантов нет - не заставлять же.

2. Подумать о возрасте: если ребенок играл не более 3-5 минут в возрасте 1.5 -2 лет- это отличная норма, если не просто все попытался скушать/раскидать - это нужная ему форма развивающего занятия, познание сущности предметов, тоже норма. Если стоит на голове и носится, как смерч - значит его природа сейчас делает упор на физическое развитие, и с этим лучше не спорить, а помочь.

3. Обратить внимание на предпочтения ребенка: да, они есть. Кто-то любит побегать, кто-то - книги с карточками, а кто-то возню с мелкими предметами и разными фактурами. Определили? Принцип таков: большую часть времени уделяем любимым занятиям ребенка, но и не забываем предлагать что-то новое время от времени.

Из личного опыта:
Иногда мне кажется, что какие-то дети как будто рождены для какой-то методики развития. Крамольная мысль конечно, перефразирую: некоторые методики развития идеально подходят для некоторых детей. Я уже не в первый раз вижу, например, Монтессори- деток. София, кстати, одна из таких вот крошек: она любит помогать мне по хозяйству, любит все занятия, ориентированные на оттачивание повседневных навыков самостоятельности, всяческие классификации и сортировки. Я знаю эту ее особенность, и делаю на нее упор. Однако, она не
особенно активна на улице. Поэтому я стала предлагать ей разные занятия и активности на свежем воздухе.

Если подвести итог, что важно?
Важно:

-дать ребенку возможность познакомиться с играми, которые вы ему предлагаете
-дать возможность познакомиться именно так, как он сочтет нужным (положить в рот, раскидать,  и тд)
- при планировании развивающей деятельности - учитывать характер дитяти, и не требовать несвойственного
-акцент на процессе, а не результате (результат до 3х лет - он очень сомнительный)

Тема раннего развития - она очень многогранная и обширная. Я обязательно буду писать про это, и про наш личный опыт.

2 комментария:

  1. Да, и среду вокруг создавать, создавать. Чтобы у ребенка была возможность самому все пробовать, а мама могла видеть, что ему нравится.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, и среду вокруг создавать, создавать. Чтобы у ребенка была возможность самому все пробовать, а мама могла видеть, что ему нравится.

    ОтветитьУдалить