вторник, 21 февраля 2017 г.

как заниматься с ребенком, если нет времени или сил

Этот пост я бы хотела посвятить актуальной для меня ситуации - как заниматься с ребенком в условиях полного цейтнота, отсутствия времени, или - как вариант (довольно частый в условиях декретного дня сурка)-довольно обычного для мам низкоэнергетического состояния.
Что ни говори, любому человеку хочется испытывать удовлетворение от того, что он делает. 
Хочется быть довольным собой, чувствовать, что живешь с пользой. Особенно актуально это для мам. Невозможно предугадать, каким станет ребенок (это наша пожизненная тревога, к сожалению), и хочется верить, что сделал все что мог, вложился по максимуму. Лично для меня - это важный пункт, самый важный во всей истории моего материнства. Я долгое время не могла отрефлексировать, почему в некоторые дни я просто лежу пластом, и как вообще из этой ямы вылезти. Недавняя книга Л. Петрановской "Selfmama" пролила для меня свет на тайну чувства вины: как оно лишает энергии и запускает порочный круг, из которого выбраться можно только маленькими шажками, постоянно поощряя себя. Может вам тоже знакомо - недоволен собой - нет сил - еще больше недоволен собой - еще меньше сил, хочется спать и есть что-то вкусное. Какие там занятия!

Что бы избежать попадания в это бесконечное беличье колесо, есть одно простое решение, которое работает просто сказочно: план минимум, и план максимум. И вы в любом случае молодец!

План-максимум - это ваши воплощенные материнские амбиции. Что-то интересное, заранее подготовленное, тематическое занятие, сложная поделка - ну и все в таком роде. Это та форма ваших занятий с ребенком, которая кажется вам наиболее подходящей, и вы стремитесь практиковать ее на постоянной основе. На моем опыте, план максимум получается осуществить, когда я чувствую себя на на 100% заряженная батарейка. Не буду на этом пункте останавливаться подробно, тк пост посвящен скорее составлению плана минимума.

План минимум подразумевает тот обязательный список действий, который вы 100% выполните. Для мам в особенно низкоэнергетических состояниях, когда даже на прогулку сид не хватает, список может и должен быть максимально простым. В сторону амбиции - пока не до них, быть бы живу, как говорится. Погулять 20 минут, почитать книжку, помассировать спинку перед сном - и отлично! Цель  - провести этот день приятно и без насилия.

Для тех, у кого энергия уже подкопилась, и сил хватает на что-то более существенное, план минимум можно расширить. Тут важно идти от целей, которые вы себе поставили. Например, развитие речи. В таком случае, план минимум может включать интерактивное чтение книг, пальчиковую гимнастику, и проговаривание ситуаций, лепку из теста, и прочие занятия, которые не требуют длительной подготовки. А вот творческими занимашками и прочими поделками спокойно можно пренебречь, оставив их на более удачные дни.

Итак, 3 правила удачного плана минимум:
1. Составлять его с учетом ваших целей занятий (развитие речи/ логика/творчество)
2. Отбросить амбиции и выделить только те занятия, которые по силам и приносят удовольствие, иначе весь смысл теряется.
3.Встраивать занимашки в расписание.

На последнем пункте остановлюсь подробнее. Почему это важно - встраивать в расписание? Все просто - вы сами не заметите, как легко будет заниматься с ребенком, если это входит в режим и привычку, между делом. Как это происходит у нас сейчас, в дни, когда я максимальные усилия направляю на подготовку к экзамену, английский и методику? Вот мой план минимум, встроенный в расписание.
Так как мы корпим над развитием речи, я выделила несколько приоритетных и легких занятий, которые необходимы для прогресса в этом направлении: пальчиковая гимнастика, чтение книг, занятия направленные на инициирование активной речи и диалога (болтовня с правильно расставленными акцентами:) 

  • Пятиминутки с пальчиковой гимнастикой я приурочиваю к нашим маленьким паузам: первые 5 минут утром, когда ещё валяемся вместе, когда раздеваемся после прогулки,перед сном. Главное - знать эти маленькие стишки. Двумя постами ранее в ИГ я рекомендовала отличные карточки в помощь.
  • Мелкой моторикой занимаемся, когда дочь ждёт приёма пищи, или мы обе занимаемся чем-то на кухне: я сажаю ее в стульчик, и даю заранее приготовленное тесто для лепки. Круто, если у вас есть какая-то такая развивашечная примочка, которой ребёнок может заняться сам, и с пользой. У нас это тесто солёное, баночки и коробочки с карандашами/каштанами-желудями, киндерами, и прочей безопасной мелочью.
  • Во время прогулки не очень-то уткнёшься в телефон, поэтому это время я тоже использую - активно разговаривая с Софой, мы вспоминаем, кто как говорит, я описываю ей окружающую среду, вывожу на диалог.
  • Книжки мы перечитываем на горшке: сейчас активно дочь к нему приучаю, и сидит она на нем только с книгами. Поэтому за 5-8 посиделок мы прочитываем необходимый минимум. :))
  • Переливаниями и рисованием мы занимаемся в ванной: я набираю воду, даю доче краски и стаканчики, и сижу, книжку почитываю. Последствия быстрее и проще ликвидировать именно в ванной.


Очень советую попробовать этот метод. И да - самое главное забыла - не забывайте ставить галочки и вычеркивать сделанное!
Про план максимум я таки надеюсь рассказать, тем более что наша система еще больше усовершенствовалась, и прям радует меня. 

1 комментарий: