четверг, 11 августа 2016 г.

АНТИ СТРЕСС ДЛЯ МАМ: план минимум





Что вообще такое "выгорание" и "энергетическая яма"? Когда энергии не хватает, организм включает энергосберегающий режим. Сил совершенно нет - даже на обычные рутинные дела. Нет и настроения,  вообще никаких желаний и стремлений. Если последние появляются, то они кажутся такими непосильными и несбыточными, и настроение портится еще больше.

 Привычное положение в редкие минуты отдыха -  лежать и листать ленту Instagram. По утрам - одна мысль - "когда же уже наступит вечер". Короче говоря, никаких планов на будущее, прожить бы настоящее без потерь. Ловушка такого состояния в том, что оно может стать постоянным, и амбициозный человек, который живет интересной и насыщенной жизнью  останется в прошлом навсегда. Так что нужно сделать две вещи:
1. Зафиксировать свое выгорание.
2. Начать выбираться. Потихоньку.


Расскажу о своем опыте материнского выгорания, из которого я понемногу выбираюсь. Было время, когда я недоуменно пожимала плечами на жалобы некоторых "коллег по цеху" на тяжесть бытия, желание сбежать и прочие симптомы энергетической ямы, в которую попадает, наверное, каждая мама. Мне же, напротив, до ребенкиного года хотелось исключительно дня сурка и хоть какой-то стабильности (это потом я поняла, что ее не будет никогда). В целом, я была еще не истощена недосыпами и переживаниями. Все самое интересное началось сразу после года.

Мне страшно захотелось на работу, я подняла свои старые хобби и увлечения, и резко поняла, что я не хозяйка своему времени, совсем. Раньше это почему-то принималось как должное, а теперь мое Я начало громко возмущаться. Одновременно с этой внутренней революцией последние остатки сил покинули меня. Отсутствие аппетита у Софии, скачки роста, зубы и ежедневный забег "завтрак"- "детская площадка"-"сон" -"детская площадка" окончательно выбили меня из равновесия. Это были, наверное, самые унылые 2 месяца моего материнства. За это время я вывела несколько реально действующих правил, которые минимизируют стресс (который, в свою очередь загоняет нас в яму). Сами по себе они кажутся довольно простыми, но в них есть какая-то магия, которая работает. Итак:

1.Вставать за час-два до пробуждения ребенка.
Это самое первое и самое важное. Дни, когда я поздно ложусь, а затем просыпаюсь вместе с Софой - самые наперекосячные. Ни нормального завтрака, ни времени сосредоточиться и наметать примерный список заданий и план на день, ни времени на чтение. Все эти дела бесполезно пытаться делать во время бодрствования ребенка. Чувствуешь себя энергетически пустым и обворованным. И чертовски голодным.

2. Составлять to-do list
Предсказуемость (в хорошем смысле)  полезна для мозга, и для снижения уровня стресса в целом. Мозгу проще, когда не мучают мысли "а может я что-то упустила?" Ничего не упустила: сделала и вычеркнула с чувством полного удовлетворения. Важно иметь два плана: минимум и максимум. То есть, что я сделаю при любом раскладе - покормлю ребенка свежей едой, почитаем книжку перед дневным сном, приготовлю ужин. Если все это получилось, то можно сделать больше - не просто почитать книжку перед сном, а позаниматься по-настоящему. Сделать какое-то дело из сферы хозяйства - перебрать вещи, разобрать балкон. Главное - не вооружаться наполеоновскими планами на каждый день. Когда организм живет в режиме строгой экономии энергии, важно расширять его возможности понемногу.

3. Составить удобный и красивый гардероб.
Важность этого момента я оценила на собственном опыте. Первый и самый легкий способ загнать себя в яму - это плюнуть на внешний вид. Иногда мы забываем о своем актуальном положении, и выбираем какие-то совершенно гламурные образы, красивые, но неудобные. Или впадаем в другую крайность - одни и те же штаны каждый день, 7 дней в неделю. Выглядишь хорошо= чувствуешь себя хорошо. И наоборот. Принцип fake it till you make it работает как нельзя лучше в этой ситуации.
Ковылять в туфлях и брезгливо убирать от себя грязные руки ребенка на прогулке - не вариант, но и сидеть с потухшим видом в столетних протертых джинсах - не вариант тем более. Важно так же, что кроме детских площадок есть масса мест, куда можно выйти с ребенком, и позволить себе добавить чуть больше лоска в обычный образ. Мне нравятся вот такие образы. Кстати, очень хорошие варианты можео поискать в Pinterest или Polyvore.com , по запросу "mom outfit", или "mom style"

4.Гулять.
И гулять разнообразно. Вообще, исходя из собственного опыта, замыкаться на детских площадках просто противопоказано. Некоторые мамы просто ненавидят прогулки с ребенком, потому как скучно. Однако их можно сделать настоящим удовольствием для вас обоих (про это будет пост). Воспримите это как творческий вызов!
Если вас вдруг освободили от прогулок бабушки или муж, не зависайте дома. Если пройтись по улице - это единственное, что осталось (или появилось) от спорта, то не упускайте эту возможность стать здоровее и энергичнее. А вот если пропустить прогулку и остаться дома, да еще и с ребенком - головная боль, разнесенный дом, плохой сон и аппетит обеспечены.
Так что если прогулки неизбежны - сделайте их насыщенными и интересными. Главное - начать.

5.Подготовить дом к новому дню.
Ничего так не демотивирует, как грязная кухня по утрам. Мне тут же хочется сделать чай, и вернуться в комнату (которая в таких случаях тоже не сверкает чистотой). Но зайти на чистую, залитую солнцем кухню, где все уже готово для приятного завтрака - это большое удовольствие, которое задает настроение на весь день.  Ну и работы меньше - стараться поддержать эту чистоту весь день. Еще один маленький совет Капитана Очевидность, который твердили нам с детства, и который работает просто магически - мыть/убирать все сразу. Тогда не придется тратить титанические усилия по борьбе с грязной раковиной, когда хочется расслабиться за книжкой и чашкой чая перед сном.


Комментариев нет:

Отправить комментарий