воскресенье, 14 августа 2016 г.

НАШЕ РАСПИСАНИЕ И РАЗВИВАШКИ: как мы занимаемся в течении дня. Что делать с ребенком после года?

Я, наконец, созрела, что бы рассказать немного о том, как я занимаюсь с Софией. Конечно, все-все-все не уместится в один блог-пост, и я пишу целую серию на эту тему, так как мне хотелось бы полнее ее раскрыть, и все будет поэтапно.

Когда Софа родилась, я открыла новый чудный мир раннего развития. В сети предостаточно мамских блогов с различными подходами к тому, как сделать из ребенка гения. Ну, или гибкую, интеллектуально прокачанную личность, как минимум. Со временем я начала понимать, что мне подходит, а что нет. Оговорюсь, почему это важно. Дело в том, что условия у всех мам и детей изначально разные - и это нормально: семейные уклады разные, обстоятельства тоже отличаются. Понятно же, что работающая мама-одиночка не может заниматься со своим ребенком так, как домохозяйка с одним ребенком, или многодетная мать, например. Кто-то имеет возможность и желание сделать из своей квартиры полноценную студию Монтессори, а кто-то не хочет в ней вообще ничего детского (да, я знаю и такие варианты!). Наша семейная ситуация вполне обычная и распространенная: я, как и любая мать, хочу вложить в ребенка максимум полезного, но не могу посвятить этому ВСЕ свое время, так как веду дом, стараюсь поддерживать навыки, что бы в скором времени вернуться в профессию, и нежно люблю свое книжное хобби, и стараюсь его не забрасывать. Это вполне типичная картина для многих мам.
 Может быть, кому то, у кого другие возможности и приоритеты, может показаться, что этого недостаточно. Но вы всегда учитывайте стиль вашей жизни, и отталкивайтесь от него. И будет гармония :)

Основной принцип наших занятий - это их встроенность в повседневную жизнь. Поэтому, занимаемся мы практически непрерывно.

Начало дня

Утро Софии начинается с легкой зарядки и потешки-щекотушки. Я уже писала про одну хорошую книжечку с потешками сто лет назад, вот она.

Пока делаю дела и готовлю кашу, я предоставляю Софе возможность заняться чем-то самостоятельно, или выбрать самой, что она хочет поделать совместно. Поэтому, наше утро может пройти по-разному, в зависимости от настроения. Иногда выдается усидчивое утро, и это можно использовать для развития мелкой моторики, или различных сенсорных занятий:
игры с фасолью, крупами, желудями и каштанами. Чередуем с ними игры на развитие логики и мышления: прикручиваем крышки к баночкам и бутылкам, вставляем стаканчики, кастрюля в кастрюлю (хорошо, если это наборы кастрюль, как матрешки).А иногда устраиваем возню с соленым тестом, но тогда от меня требуется больше внимания, так как голодный ребенок и соленое тесто - опасное сочетание:)
Если утро шилопопное, то я получаю маленький хвостик, и целевые развивашки откладываются до полдника. Я просто бегаю по дому и четко комментирую, что сейчас делаю. Использую детский труд привлекаю Софию к домашним делам: даю тряпочку для пыли, совочек и щеточку. Она старательно имитирует.


Завтрак

 Непосредственно перед самим завтраком мы читаем книжку про ягодки, ищем, кто сколько ягодок скушал. Едим, я либо рассказываю что за вкусную кашу она ест, какая она сладкая/соленая, что-нибудь народное про животики и всякие присказки за едой. Или, по настроению, мы сажаем рядом куклу, кормим и ее. Кукла бурно реагирует на вкуснейшую кашу, посыпая ее всякими хвалебными эпитетами и сравнениями. Все эти пляски с бубнами  сопровождающие еду разговоры имеют свою цель - а именно - развитие речиПосле завтрака я отправляю ребенка в свободное плавание (если он отправляется),  даю ей возможность развить навык самостоятельной игры. Если София увлекается разбором условно разрешенного ящика (у нас есть такой, на случай моей занятости срочной.) и всякой безопасной ерунды, типа коробочек, стаканчиков и пр, то я успеваю поесть, и почитать, и помыть посуду и спасти мир.


Мы идем на прогулку

Прогулки могут стать как самым скучным на свете занятием, когда считаешь минуты и зеваешь, а могут стать и настоящим приключением. Скоро я подробнее расскажу, как мы сделали их очень содержательными, а пока пара идей. На самом деле, прогулки - мощный развивающий инструмент, который уделывает эти ваши карточки по всем статьям. Если есть настроение, мы идем на большие площадки для социализации. Если нет - идем в парк и изучаем всю флору и фауну, попутно повторяя понятия большой-маленький, цвета, и т.д.
Иногда я делаю упор на физическое развитие (точнее, упор делает София), и мы два часа пытаем различные бордюры, ступеньки, качели, и прочие тренажеры для карапузов.

Когда ребенок требует сна и еды, мы идем обедать и укладывамся спать. Как правило, с прогулкой мы очень затягиваем, домой я несу уже орущего ребенка, и как вы понимаете, всяческие развивашки тут просто неуместны.


После сна

После сна мы читаем книги (раньше мы читали их до сна). Обычно, Софа сама выбирает. Иногда мы читаем сказки на картонках - и это лучший вариант, так как она любит их полистать грубовато. Если она тянется к книгам на вырост, то читаем быстро и очень под контролем.


Полдник и занятия

Далее - полдник с прибаутками, и, наконец, занятия в их классическом понимании. Мы начали недавно осваивать комплект Школы 7 гномов. Обычно, мы изучаем 1 книжечку, работаем с ней  - я активно вывожу Софу на диалог, задаю много вопросов, мы рассматриваем, я все четко описываю и рассказываю. Затем я даю ей возможность повытворять - порисовать или полепить за столом. Очень много хороших идей есть в книге Творчество с малышами.

 Конечно, это творчество ради творчества, без всякого внятного результата. Но Софе очень нравятся и мелки, и карандаши, и краски. Следить, конечно, надо неусыпно, но если очень изловчиться, есть время на домашние дела.  Таким образом, сфера творческого развития также затронута.
Иногда София увлекается ролевыми играми, например - покатать куколку в коляске, уложить ее спать, покормить. Тут необходимо мое присутствие - я развиваю историю и подыгрываю ей.

Когда дела переделаны, все творческие материалы испробованы на вкус, шедевры созданы, мы готовы гулять. Иногда перед прогулкой я включаю что-то из классики, или просто легкую и красивую музыку. София очень любит эти музыкальные минутки, танцует и радуется. Я, вообще, стараюсь делать их почаще - и перед завтраком. Но иногда (боюсь показаться задротом, но я очень люблю классику) я целенаправленно ставлю что-нибудь из Чайковского, который особенно пришелся ей по душе, и мы просто слушаем. Это часть эстетического и музыкального развития, которую я считаю очень важной. В дополнение об эстетическом -  я иногда показываю ей альбом с репродукциями известных и не очень картин. София просто обожает детали, и мы можем рассматривать его очень долго.

Вторая прогулка

Вторая прогулка может быть чуть длиннее первой, и мы иногда ездим по интересным местам: в дальние парки, на озеро. Это всегда - масса впечатлений. Не так давно были в зоопарке, и Софу особенно впечатлили слон, лама и павлин. Такие выходы в свет очень освежают и меня, кстати.

Ужин

Перед ужином, что бы выторговать 15-20 минут на приготовление каши, я ставлю Софе видео -карточки на YouTube.  Мультики я не показываю. Знаю, что мнения разнятся, но я опираюсь на нормы ВОЗ, которые говорят об их опасности и нежелательности, по крайней мере, до 3х лет. Пока особой необходимости не возникает, и мы обходимся этими презентациями.
После ужина и кормления куклы, наступает черед ванных процедур, легкого массажа перед сном, и колыбельной.




Вот, собственно схематичный план нашего дня, и то, как мы встраиваем развивающие занятия в наше расписание. Я планирую написать серию постов на эту тему, где подробнее раскрою тему прогулок,расскажу про наши творческие занятия и активности для развития мелкой моторики и различные сенсорные примочки.

Естественно, это мой идеальный день, и не смотря на то, что они случаются довольно часто, так же часто бывают сбои. Например, в прошлом посте я рассказывала про энергетическую яму, в которую попала на целый месяц, и в этот период все было не так радужно, меня хватало лишь на план минимум с чтением книжек. Когда мы приезжаем к бабушке, расписание там тоже немного отличается, и развитием Софии занимается моя сестра - реальный фанат и энтузиаст этого дела. Я забираю Софу лишь на поесть и поспать :) и вот, благодаря этому, руки дошли и до этого поста. Тема моего успевания - отдельная. Иногда я просто королева продуктивности и успеваю очень много, иногда - даже половины нет. Но в целом, я стараюсь идти по пути золотой середины, и на основное меня хватает. Про это тоже немного расскажу :)

Потом, как приедем домой, я сделаю пост с многофото про один день из нашей жизни, а пока расскажите, что делаете вы, и как проходит ваш идеальный день?


Комментариев нет:

Отправить комментарий