понедельник, 29 февраля 2016 г.

Золотой список книг/ресурсов о воспитании ребёнка: ваш материнский musthave

   Помню, когда я в середине своей беременности немного очнулась от эйфории и токсикоза, и задумалась об ответственности (новый человек появится в мир!). Я прочла всего одну книгу (оооочень спорную, как сейчас понимаю) - "Французские дети не плюются едой". Была твердо уверена, что основные принципы, как сделать детей послушными, я знаю, а остальное сделает любовь. И вот когда София родилась, мой мир перевернулся, а принципы столкнулись с этой самой бесконечной любовью. Я поняла всю глубину провала, и начала искать.  Так вот, дорогие читатели, ниже -  моя выкладка о лучших, по моему мнению, ресурсах, теориях, книгах для новорожденных мам, и тех, кто готовится к этому важному званию. Будьте мудрее, и приступайте к этому списку как только ваше сердце даст подсказку. Или сразу после двух полосок на тесте.
    Я намеренно не включила в этот список всяческие энциклопедии для мам, так как в наш информационный век есть масса инстаграмов, где мамы делятся различными гаджетами для таких же мам, врачи-педиатры,бабушки и здравый смысл.

1. Л. Петрановская  "Тайная опора".

Это моя настольная книга. Почему ее стоит прочесть в первую очередь: она сразу настроит вас на гармоничное материнство. У вас появятся грамотные, научно обоснованные ответы на вопросы  и предложения, типа "Ты ребенка к ручкам приучаешь?" "Он тобой манипулирует" "Делаешь маменькину дочку" "Оставь поплакать на 10 минут, он научится засыпать сам". Более того, все внутренние протесты разрешатся. Эта книга - мягкое первое знакомство с теорией привязанности, про нее позже. Когда я ее прочла, я увидела слона под названием "воспитание" как будто полностью. До этого в различных книгах он рассматривался однобоко, и елся по кусочкам. Стало понятно, ПОЧЕМУ ребенок так себя ведет. Почему он сейчас плачет, какие у него потребности, - сейчас, в год, в три года. Как вести правильно - ведь до 3х лет ЕСТЬ однозначно правильные или неправильные линии поведения с детьми, это потом сложнее. Какие этапы проходит малыш в каждый период своих первых трех лет жизни, как он себя ведет, и как себя вести в ответ, что бы сформировать прочную привязанность и обеспечить его гармоничное развитие. 
Короче говоря - эта книга золото, редкость, самое 100% и нужное чтение перед родами. В отличии от других книг по воспитанию, в этой - нет стратегий. Вам просто обьясняют, что чувствует ребенок, и как ответить на его призыв - так, что бы ему было хорошо для психики и самочувствия. И вам, разумеется. Отдельно отмечу приятный язык и манера письма - такое ощущение, что с мудрым и добрым человеком поговорил.

2.Теория привязанности // блог http://olgapisaryk.livejournal.com/ // альфа-родительство

Когда я познакомилась с теорией привязанности через книгу Людмилы Петрановской "Тайная опора", мне захотелось узнать больше об этом. И я набрела на блог Ольги Писарик ( ученицы одного из главных разработчиков ТП в том виде, в котором мы знаем ее сейчас - Гордона Ньюфелда). Через него я наткнулась на самое большое сообщество, посвященное ТП в России -  Заботливая Альфа. Кратко об каждом пункте:
   Теория привязанности - основные мысли: с рождения ребенок устанавливает особую связь с главным заботящимся взрослым. Эта связь очень важна, основная работа воспитания заключается в том, что бы поддерживать ее, укреплять. Привязанность проходит (с возрастом ребенка) через 6 уровней. В каждом уровне потребности ребенка расширяются (если в младенчестве ему важно было ваше присутствие и ласка, то в два года ему важно плюс к этому иметь и видеть ваше сходство с вами), и на них нужно адекватно отвечать.
Нарушение привязанности - длительные разлуки в раннем возрасте, критичные для психики ребенка события - чреваты проблемами, детскими травмами, неуверенностью ребенка, и самое главное: гармоничное развитие ребенка осуществляется только при наличии прочной и благополучной привязанности в его жизни. Другими словами, малыш может спокойно и активно познавать мир только тогда, когда его психические силы не тратятся на залечивание травм от разлук  и жестокого и неправильного поведения родителей. Если объекта привязанности и вовсе нет (детский дом), то результаты на выходе -  сами знаете, какие.
   Отлично об этом МОЖНО ПОЧИТАТЬ ВОТ ТУТ: брошюра Ольги Писарик. Там кратко, но понятно и по делу. Самое главное: основных правил немного, привязанность - это природное явление, и мы следуем законам природы с учетом знания механизмов. Вот и все. Самое главное - ТП объяснила все мои затруднения относительно воспитания детей.
Сообщество и сайт альфа-родителей  - тут вы можете посоветоваться, поделиться ситуацией, и просто зависнуть с чашкой чая). Очень доступно и подробно пишут о теории привязанности и ее применении в реальной жизни, о удивительных результатах, о коррекции нарушений привязанности. Самая главная мысль, которую я вынесла: родители несут ответственность за своих детей. Это помогает мне в повседневности - не злиться, не орать, не ругаться, не шлепать по попе (упаси Бог!), потому что я понимаю - я ответственна за ее режим, за ее среду обитания, за знания о ее развитии. Родители на то и АЛЬФА - альфа решают и несут ответственность за свои решения.
Итак, если подвести итог: читаем Тайную опору - знакомимся с теорией привязанности, узнаем ее основы, углубляем знания.

3. Трейси Хогг  "Чего хочет ваш малыш","Секреты высыпающейся мамы"



После всего прочитанного, обладая определенным багажом знаний о том, как безопасно и не травматично встретить и растить малыша, можно познакомиться с некоторыми техническими, бытовыми вопросами жизни с ребенком. К чтению Хогг я приступала бы после всего вышеизложенного, так как ее рекомендации отчасти очень сомнительны, скажем так. Чтение с оговорками. Но так как там много полезного, я все же ее рекомендую.
С чем я согласна: - Режим. Трейси подробно описывает режим малыша, его плюсы, и с ними я согласна, потому что дети действительно нуждаются в размеренности и предсказуемости.
-Некоторые рекомендации относительно сна. Как подготовить малыша ко сну, создание ритуалов, и тд.
-Распознавание и чтение знаков, которые подают дети: усталость, голод, скука. Очень подробно это разъясняется в первой книге. 
-Смешно и правдиво пишет о прикорме.

С чем не согласна (из своего опыта). Первые два-три месяца эти рекомендации были бы вредны и не нужны. У нас сработала такая схема: я месяц присматривалась к Софи, кормила с разумными промежутками, и спали мы вместе (это никому не мешало). Ровно в 3 месяца я переселила ее в кроватку, и она спокойно засыпала там после 15-20 мин шушуканья. Режим был в полнейшем порядке: гибкий, но четкий. Я пыталась научить ее спать дома дневной сон в кроватке, но потом пришла к выводу, что конкретно нам это не нужно, и не стоит ломать копья (тем более, что София была против). Варварский (как по мне) метод "Поднять-положить" я применять не стала ни в 3, ни в 6 мес, когда были проблемы с засыпанием в кровати. Кормление каждые 4 часа с 4 мес я тоже не приняла. Короче говоря, именно поэтому, что бы не наломать дров, нужно иметь бэкграунд в виде Петрановской. Я не согласилась со многим интуитивно, особенно с мыслями, что дети к году прекрасно манипулируют.
Ознакомиться стоит, хотя бы из кол-ва полезной информации. Но все фильтруем!

4. Ресурс AKEV.INFO  О грудном вскармливании. 


В свое время мне очень помог. Там я узнала, что
-немолочных мам не бывает.
-что молоко в 3 мес не пропадает, это лишь кризис, и лечится он частым прикладыванием
-что ночью кормить нужно, для стимуляции лактации.
Вообще с налаживанием ГВ проблем у меня не было, но кризисы случались, и этот сайт и форум очень помогли. Советую.

5.Светлана Гончарова  "Источник сил для уставшей мамы", "Тайм-менеджмент для мам"


Лучшее из того что я читала по мамскому менеджменту. И первая, и вторая книги - просто бесценны, никаких оговорок. Если вы хотите более менее ухоженный дом, более-менее довольного мужа и ребенка, и себе в зеркале нравиться- то книга обязательна к прочтению. Я поняла, что секрет в том, что бы 1. пополнять свои ресурсы в первую очередь 2. правильно расставлять приоритеты. 3. использовать время максимально продуктивно. Но секретов еще масса, поэтому читать!

6. Лизель Полински   "PEKiP игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни"
Это книга-бриллиант, прекрасно дополняет теорию привязанности в плане детского развития - особенно физического. Благодаря ей я поняла логику этапов развития своей Софы, помогла ей в этом - делали какие-то упражнения, у нас появился "час голышни", когда София ползает голая  - это очень полезно, а ей-то как нравится! Кроме того, упражнения и взгляды на многие аспекты развития ребенка, а так же такие приспособления вроде манежей и ходунков совпадают со взглядами врачей дефектологов и мнением передовой медицины. Именно оттуда пошло мое неприятие ходунков. Короче говоря, книга очень стоящая и полезная.

7. Ю. Гиппенрейтер "Самая важная книга для родителей"

Вот мой отзыв из ИГ, так как о таких монументальных и нужных книгах трудно сказать что-то новое.  Я знала, что Гиппенрейтер -значимая фигура в области детской психологии, и жалею, что не прочла ее раньше. Наверное, подобные книги нужно читать не только родителям, но и старшим братьям/сёстрам, воспитателям. Потому, что экологично общаться-без обид, претензий, уметь слушать- это обязательные навыки. 
Сама Гиппенрейтер как автор и как психолог вызвала большое уважение: пишет доходчиво, читать приятно, много примеров- таких наших, знакомых любому с постсоветского пространства. После прочтения, кроме очень ценных знаний, остаётся ощущение, что поговорил с кем-то очень добрым и мудрым. Я не буду расписывать тезисно о чем каждая книга- на это не хватит всего инстаграма😆 
Но значимыми мне показались все три. 
1️.Первая Общаться с ребёнком. Как?- это конечно мастхэв любого родителя. Там -поурочно- про все: про принятие, про активное слушание, как разрешать конфликты и т.д Это что-то вроде обучающего общего мини-курса с домашними заданиями и ответами на вопросы. 2️.Вторая: Продолжаем общаться с ребёнком. Так? Эта книга углубляет и продолжает темы первой книги. Особенно интересной мне показалась глава о щекотливой теме : наказания. Ну и вообще, книга пропитана мыслью "как дети устроены. Как устроен их внутренний мир" 3️.Третья: Родителям: как быть ребёнком. Это просто потрясающая книга: хрестоматия, в которой собраны воспоминания о своём детстве, живые истории из прошлого различных авторов- от Павла Флоренского -до Станиславского. Прочла со вкусом и большим удовольствием.


Это золотой мастхэв, которого мне бы хватило для начала, что бы быть более мудрой, более уверенной в себе мамой. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий