Сегодня
не о книгах, сегодня немного о воспитании.
Я вообще книгами о именно воспитании
никогда не интересовалась, потому что
рецепт-то простой: будь таким, каким
хочешь видеть своего ребёнка. И люби
его. Это больше вопрос философии-само
понятие любви, уважения чужих границ,
заботы. Это самые необходимые знания
для жизни, но ими нужно овладеть ещё до
появления малышей.
FAMILY BEAR by Katleuzinger |
Но надо сказать,
я всегда обращала внимание на семьи, в
которых вырастали по-настоящему приятные
и цельные люди. И брала на заметку то,
какие модели воспитания там используются.
В одном классном материнском блоге (про
него потом расскажу) нашла наводку на
очень интересную книгу об умственном
и нравственном развитии с рождения до
8 летнего возраста. Там же, в обзоре этой
книги (которую я обязательно прочту,
что бы составить собственное мнение)
есть одна очень важная мысль, которую
автор блога вывел отдельно:
"Наиболее
благоприятная среда для нравственного
воспитания с точки зрения Е.Н. Водовозовой
– небогатая семья трудолюбивых родителей.
Именно в такой семье ребенок с первых
лет узнает, что всё что у него есть —
результат трудов родителей и привыкает
к циклу труд-отдых."
И действительно,
подтверждение этой идеи я нахожу везде.
Вот, например, цитата из книги "Путь
православной женщины. От первых пятилеток
до наших дней": "Родители
что-то делали во дворе. Я, как всегда,
была подле них. Вообще в нашем селе
небольшие дети постоянно были возле
родителей или взрослых -во-первых, так
дети были все время на виду, во-вторых,
нас таким образом приучали к труду с
самого раннего детства, заставляя в это
время сделать что-то посильное, что-то
принести, подать,оттащить и так далее,
в результате чего ребёнок приучался к
труду и, вырастая, уже был полностью
приучен к нему".
Вот ещё интересная
цитата:"...у
нас в селе взрослые относились к детям
с пониманием и достоинством."
Автор
автобиографии Т.С. Олейникова пишет о
своём детстве, и та, кем она стала
-заслуживает уважения: получила хорошее образование благодаря своему трудолюбию и упорству (в то время - в селе - 3 класса и замуж/работать), создала крепкую семью и вырастила 2х сыновей, стала писательницей.
Это примеры
хорошего воспитания: делай как должно,
и будь как будет. Ключевое слово -дОлжно,
т.е. -будь сам примером!
Дети
редко слушают, что им говорят, но постоянно
копируют родительское поведение.
А теперь немного о плохом воспитании, или вовсе о его отсутствии.
Мы
с мужем в своем мама-папа тайм подсели
на "Великую" Несмотря на то, что
большинство сериалов по первому - это
по большей части трэш, этот нам почему-то
понравился. Мне вообще нравится смотреть
о выдающихся женщинах, наверное :)
Первые
серии я поражалась на маразматичного
Петра III , мужа Екатерины, и конечно
полезла о нем читать. Не может
человек, который вырос в нормальной
семье и с любящими родителями быть вот
таким! Даже учитывая издержки того
смутного времени крепостничества
(темное пятно в нашей истории).
Сейчас
я приведу только цитаты из википедии,
и картинка его детства сама сложится у
вас в голове):
"Мать
мальчика, названного при рождении Карл
Петер Ульрих,
умерла вскоре после его появления на
свет, простудившись во время фейерверка
в честь рождения сына."
"... Об
этом часто рассказывал мне принц, как
о жестоком обхождении с ним его
начальников, так же и о том, что он часто
по получасу стоял на коленях на горохе,
от чего коленки краснели и распухали»"
"В
11 лет он потерял отца. После его смерти
воспитывался в доме своего двоюродного
дяди по отцовской линии, епископа Адольфа
Эйтинского (впоследствии — короля
Швеции Адольфа Федерика ).
Его воспитатели О. Ф. Брюммер и Ф. В. Берхгольц не
отличались высокими нравственным
качествами и не раз жестоко наказывали
ребёнка. Наследного принца шведской
короны неоднократно секли; подвергали
другим изощрённым и унизительным
наказаниям.Воспитатели мало заботились
о его образовании: к 13 годам он лишь
немного владел французским языком."
Вот
так вот воспитывали царскую особу.
Нетрудно догадаться, как это искалечило
и без того хилого ребенка.
Он приезжает
в Россию. Академику Якобу Штелину,
человеку добросовестному и проникшемуся
судьбой принца поручают обучение и
наставление Петра. Вот тут мы видим
пример действительно прекрасного
наставничества: "Профессор заметил
его склонности и вкус и по ним устроил
свои первые занятия. Он прочитывал с
ним книги с картинками, в особенности
с изображением крепостей, осадных и
инженерных орудий; делал разные
математические модели в малом виде и
на большом столе устраивал из них полные
опыты. Приносил по временам старинные
русские монеты и рассказывал при их
объяснении древнюю русскую историю, а
по медалям Петра
I новейшую
историю государства.
Два
раза в неделю читал ему газеты и незаметно
объяснял ему основание истории европейских
государств, при этом занимал его
ландкартами этих государств и показывал
их положение на глобусе; знакомил его
с планами, чертежами и проч., рассматривал
план комнат герцога и всего дворца с
прочими строениями, далее план Москвы вообще
и Кремля в
особенности и проч.
Когда
принц не имел охоты сидеть, он ходил с
ним по комнате взад и вперед и занимал
его полезным разговором. Через это он
приобрел любовь и доверенность принца,
который охотнее выслушивал от него
нравственные наставления, чем от
обер-гофмаршала Брюммера и
обер-камергера Берхгольца. "
А
вот этот момент красноречиво говорит
о банальном использовании ребенка:
"Если была хорошая погода, то
отправлялись гулять за город или только
покататься по обширной Москве.
Это случалось, когда было угодно
обер-гофмаршалу Брюммеру, который любил
показывать себя публично в параде».
«Граф Брюммер ездил с великим князем
по городу больше для того, чтобы показать
себя, чем показать что-либо полезное
молодому принцу. Он дарил всех фрейлин
из казны великого князя», -
пояснял Штелин. Штелин писал: «Я
сказал ему однажды, отправляясь с ним
вместе, не показать ли принцу какую-нибудь
фабрику и не составить ли план этих
прогулок, чтобы они приносили ему пользу?
Мое предложение похвалили, но не думали
никогда исполнять его. Принца возили
по всему городу, не выходя нигде из
экипажа, и возвращались во дворец."
Если
отбросить его звание, и посмотреть на
его судьбу отстраненно, то что мы видим. Мама мальчика умерла практически при
рождении, и ребенком толком не занимались.
Материнского тепла он не получил, хоть
и занимались им женщины. В его 11 лет
умирает отец, и ребенок остается
совершенно без присмотра, на поручении
людей, которым следовало бы вообще к
детям на километр не подходить. Что
получал ребенок? Отсутствие образования,
жестокие наказания, изощренные
издевательства. Насколько нормальным
мог вырасти человек, имея такие эпизоды
в анамнезе? Однако, он обнаружил даже
какие-то пристрастия: военное дело,
музыка. Кроме такой явной жестокости,
ребенок чувствовал, что его интересы и
личность большинству людей (кроме Якоба
Штелина) всем глубоко безразличны, о
чем свидетельствуют эпизоды "прогулок
по Москве". Конечно, Елизавета, его
тетка, любила и сострадала ему, но в
полной мере дать всю душевность не
смогла, так как была занята государственными
делами. А вот к Якобу Штелину Петр очень
привязался - этот якорь привязанности
очень сильно укрепился в его душе, как
следствие неравнодушие Якоба. "...он
приобрел любовь и доверенность принца,
который охотнее выслушивал от него
нравственные наставления, чем от
обер-гофмаршала Брюммера и
обер-камергера Берхгольца."
Результатами такого воспитания стала печальная судьба Петра: пристрастие ко лжи и вину с детства, фантазиям (возможно, как побег от этой ужасающей реальности), капризность, неподобающее поведение ( чистой воды протест), внешняя чудаковатость и грубость. Женив его на нелюбимой женщине, и водрузив (по-другому не скажешь) на трон нелюбимой и чужой страны жизнь его окончательно сломали. Как по мне, игрался бы он в свой Петерштадт и солдатиков.
Что вы думаете об этих моделях воспитания?
Комментариев нет:
Отправить комментарий