воскресенье, 8 ноября 2015 г.

воспитание трудом и воспитание безразличием

         Сегодня не о книгах, сегодня немного о воспитании. Я вообще книгами о именно воспитании никогда не интересовалась, потому что рецепт-то простой: будь таким, каким хочешь видеть своего ребёнка. И люби его. Это больше вопрос философии-само понятие любви, уважения чужих границ, заботы. Это самые необходимые знания для жизни, но ими нужно овладеть ещё до появления малышей. 

FAMILY BEAR by Katleuzinger



    Но надо сказать, я всегда обращала внимание на семьи, в которых вырастали по-настоящему приятные и цельные люди. И брала на заметку то, какие модели воспитания там используются. В одном классном материнском блоге (про него потом расскажу) нашла наводку на очень интересную книгу об умственном и нравственном развитии с рождения до 8 летнего возраста. Там же, в обзоре этой книги (которую я обязательно прочту, что бы составить собственное мнение) есть одна очень важная мысль, которую автор блога вывел отдельно: 
"Наиболее благоприятная среда для нравственного воспитания с точки зрения Е.Н. Водовозовой – небогатая семья трудолюбивых родителей. Именно в такой семье ребенок с первых лет узнает, что всё что у него есть — результат трудов родителей и привыкает к циклу труд-отдых."
    И действительно, подтверждение этой идеи я нахожу везде. Вот, например, цитата из книги "Путь православной женщины. От первых пятилеток до наших дней": "Родители что-то делали во дворе. Я, как всегда, была подле них. Вообще в нашем селе небольшие дети постоянно были возле родителей или взрослых -во-первых, так дети были все время на виду, во-вторых, нас таким образом приучали к труду с самого раннего детства, заставляя в это время сделать что-то посильное, что-то принести, подать,оттащить и так далее, в результате чего ребёнок приучался к труду и, вырастая, уже был полностью приучен к нему". 
    Вот ещё интересная цитата:"...у нас в селе взрослые относились к детям с пониманием и достоинством."
Автор автобиографии Т.С. Олейникова пишет о своём детстве, и та, кем она стала -заслуживает уважения: получила хорошее образование благодаря своему трудолюбию и упорству (в то время - в селе - 3 класса и замуж/работать), создала крепкую семью и вырастила 2х сыновей, стала писательницей. 

Это примеры хорошего воспитания: делай как должно, и будь как будет. Ключевое слово -дОлжно, т.е. -будь сам примером! 

Дети редко слушают, что им говорят, но постоянно копируют родительское поведение.
         

А теперь немного о плохом воспитании, или вовсе о его отсутствии.





       Мы с мужем в своем мама-папа тайм подсели на "Великую" Несмотря на то, что большинство сериалов по первому - это по большей части трэш, этот нам почему-то понравился. Мне вообще нравится смотреть о выдающихся женщинах, наверное :)
        Первые серии я поражалась на маразматичного Петра III , мужа Екатерины, и конечно полезла о нем читать. Не может человек, который вырос в нормальной семье и с любящими родителями быть вот таким! Даже учитывая издержки того смутного времени крепостничества (темное пятно в нашей истории).
Сейчас я приведу только цитаты из википедии, и картинка его детства сама сложится у вас в голове):


"Мать мальчика, названного при рождении Карл Петер Ульрих, умерла вскоре после его появления на свет, простудившись во время фейерверка в честь рождения сына."

"... Об этом часто рассказывал мне принц, как о жестоком обхождении с ним его начальников, так же и о том, что он часто по получасу стоял на коленях на горохе, от чего коленки краснели и распухали»"


"В 11 лет он потерял отца. После его смерти воспитывался в доме своего двоюродного дяди по отцовской линии, епископа Адольфа Эйтинского (впоследствии — короля Швеции Адольфа Федерика ). Его воспитатели О. Ф. Брюммер и Ф. В. Берхгольц не отличались высокими нравственным качествами и не раз жестоко наказывали ребёнка. Наследного принца шведской короны неоднократно секли; подвергали другим изощрённым и унизительным наказаниям.Воспитатели мало заботились о его образовании: к 13 годам он лишь немного владел французским языком."


   Вот так вот воспитывали царскую особу. Нетрудно догадаться, как это искалечило и без того хилого ребенка.

   Он приезжает в Россию. Академику Якобу Штелину, человеку добросовестному и проникшемуся судьбой принца поручают обучение и наставление Петра. Вот тут мы видим пример действительно прекрасного наставничества: "Профессор заметил его склонности и вкус и по ним устроил свои первые занятия. Он прочитывал с ним книги с картинками, в особенности с изображением крепостей, осадных и инженерных орудий; делал разные математические модели в малом виде и на большом столе устраивал из них полные опыты. Приносил по временам старинные русские монеты и рассказывал при их объяснении древнюю русскую историю, а по медалям Петра I новейшую историю государства.
 Два раза в неделю читал ему газеты и незаметно объяснял ему основание истории европейских государств, при этом занимал его ландкартами этих государств и показывал их положение на глобусе; знакомил его с планами, чертежами и проч., рассматривал план комнат герцога и всего дворца с прочими строениями, далее план Москвы вообще и Кремля в особенности и проч.

Когда принц не имел охоты сидеть, он ходил с ним по комнате взад и вперед и занимал его полезным разговором. Через это он приобрел любовь и доверенность принца, который охотнее выслушивал от него нравственные наставления, чем от обер-гофмаршала Брюммера и обер-камергера Берхгольца. "

       А вот этот момент красноречиво говорит о банальном использовании ребенка: "Если была хорошая погода, то отправлялись гулять за город или только покататься по обширной Москве. Это случалось, когда было угодно обер-гофмаршалу Брюммеру, который любил показывать себя публично в параде». «Граф Брюммер ездил с великим князем по городу больше для того, чтобы показать себя, чем показать что-либо полезное молодому принцу. Он дарил всех фрейлин из казны великого князя», - пояснял ШтелинШтелин писал: «Я сказал ему однажды, отправляясь с ним вместе, не показать ли принцу какую-нибудь фабрику и не составить ли план этих прогулок, чтобы они приносили ему пользу? Мое предложение похвалили, но не думали никогда исполнять его. Принца возили по всему городу, не выходя нигде из экипажа, и возвращались во дворец."

          Если отбросить его звание, и посмотреть на его судьбу отстраненно, то что мы видим. Мама мальчика умерла практически при рождении, и ребенком толком не занимались. Материнского тепла он не получил, хоть и занимались им женщины. В его 11 лет умирает отец, и ребенок остается совершенно без присмотра, на поручении людей, которым следовало бы вообще к детям на километр не подходить. Что получал ребенок? Отсутствие образования, жестокие наказания, изощренные издевательства. Насколько нормальным мог вырасти человек, имея такие эпизоды в анамнезе? Однако, он обнаружил даже какие-то пристрастия: военное дело, музыка. Кроме такой явной жестокости, ребенок чувствовал, что его интересы и личность большинству людей (кроме Якоба Штелина) всем глубоко безразличны, о чем свидетельствуют эпизоды "прогулок по Москве". Конечно, Елизавета, его тетка, любила и сострадала ему, но в полной мере дать всю душевность не смогла, так как была занята государственными делами. А вот к Якобу Штелину Петр очень привязался - этот якорь привязанности очень сильно укрепился в его душе, как следствие неравнодушие Якоба. "...он приобрел любовь и доверенность принца, который охотнее выслушивал от него нравственные наставления, чем от обер-гофмаршала Брюммера и обер-камергера Берхгольца."

Результатами такого воспитания стала печальная судьба Петра: пристрастие ко лжи и вину с детства,  фантазиям (возможно, как побег от этой ужасающей реальности), капризность, неподобающее поведение ( чистой воды протест), внешняя чудаковатость и грубость. Женив его на нелюбимой женщине, и водрузив (по-другому не скажешь) на трон нелюбимой и чужой страны жизнь его окончательно сломали. Как по мне, игрался бы он в свой Петерштадт и солдатиков.


Что вы думаете об этих моделях воспитания?


Комментариев нет:

Отправить комментарий