понедельник, 23 сентября 2013 г.

Психологические принципы системы Монтессори и развивающие активности

Эта статья для всех поклонников педагогической системы Марии Монтессори.
Наверняка вы уже знакомы с ней и с психологическими принципами ее системы:

 Не делай за ребенка то, что он может сделать сам.
В основе этого принципа лежит призыв минимальной помощи ребенку. "Помоги мне сделать это самому!" Не мешать и не вмешиваться в процесс творчества. В результате следования этому принципу в ребенке формируется уверенность в собственных силах, самостоятельность, решительность, формирование адекватной самооценки.

Отсутствие оценок взрослого.
Если точнее - не давать постоянных оценок творчеству ребенка, дать ему возможность самому адекватно оценить свою деятельность на основе собственных ощущений и чувств.
Этот принцип формирует независимость от чьей-либо оценки - следственно здоровую хорошую самооценку; ориентацию на собственное мнение и ощущения.

Отсутствие соревновательного мотива.
Это еще один принцип, помогающий сформировать здоровую самооценку у ребенка, самодостаточность и уверенность в себе. Каким образом?  Не сравнивая ребенка с другими детьми или кем-то еще. Сравнивать необходимо только с собой со своим "я вчера" и "я сегодня".

Из других интересных моментов этой педагогической системы - роль воспитателя. Родители - не творцы ребенка, "директором по развитию" является сам ребенок. Воспитатель лишь направляет его, оказывая "помощь в саморазвитии".
В этой педагогической системе есть так же много технических моментов - так называемая дидактическая среда, в которой творит ребенок, особая подготовка преподавателей (согласно принципам методики), и п.р. Подробнее об этом можно прочитать в трудах самой Марии Монтессори - таких как "Значение среды в воспитании", "Воображение в творчестве детей и великих художников", " Руководство к моему методу".

В этой статье кроме небольшой справке о методе я бы хотела так же привести примеры занятий по Монтессори.
Есть такой чудесный блог австралийской мамы двух детишек - Кайли - How we montessori  .
В нем - масса вариантов поделок, активностей и буквально рассказ о воспитании своих деток в духе системы Монтессори из первых рук.
Привожу фотографии и выдержки из ее блога.
Активность 1. - сопоставление.


Нужны карточки с изображением животных/птиц/динозавров/машинок и миниатюрные модели этих самых машинок, птиц, животных.
Казалось бы, настолько простое и незамысловатое занятие, но сколько важных моментов в нем! Почему это полезно?
- глубокая концентрация, которая успокаивает ребенка
- усвоение навыка, и достижения мастерства через повторение
- предоставление ребенку возможности думать и рассуждать: полезные навыки, которые будут использоваться в других сферах жизни
-навык решения задач. Вы задаете вопрос - ребенок ищет ответ, ищет решение. Удовлетворенность от того, что он может дать правильный ответ
- развитие памяти, организации и хранения информации в ней

Активность 2. -фруктовые принты



Интересная игра с отпечатками - меня это завораживает до сих пор. Вам понадобятся лимоны, яблоки, огурцы, клубника, и прочие вкусняшки; холст ткани; яркие краски.
Активность 3.-перемещаем воду 


И не просто переливаем, а перемещаем из одного сосуда в другой пипеткой. :) И вода у нас не простая, а подкрашенная. Тоже довольно незамысловатое задание, развивающее терпение и концентрацию.

Подобных заданий достаточно много. Мне самой близка методика Монтессори, и занятия по ней. В самом ближайшем будущем рассмотрим ее подробнее. :)
___________________________________________
фото и активности: http://www.howwemontessori.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий