суббота, 20 августа 2016 г.

УТРЕННИЕ И ВЕЧЕРНИЕ РУТИНЫ: развивающие элементы

Продолжаю серию постов о гармоничном развитии Софии, и сегодня хочу рассказать о важности утренних и вечерних рутин.

Как я уже рассказывала в предыдущем посте, основная линия нашей политики развивающих занятий заключается в их встроенности в режим дня. Таким образом, "занимаемся" мы, если это можно так назвать, практически непрерывно. Утро и вечер - это особенное время, когда все мое внимание отдается исключительно ребенку. Это время особого взаимодействия, прекрасный шанс проявить свою нежность и любовь, и вложить много полезного.




Как день начнешь, так и проведешь, поэтому сразу после пробуждения мы делаем щекотушки :). В прошлом посте я упоминала книгу Елены Ульевой "Потешки-щекотушки" - вот ее я и использую. Основная сложность мам, которые воодушевившись, покупают подобные сборники (а потом забывают их на книжных полках) состоит в неудобстве их использования. Не будешь же, в самом деле, одной рукой держать книгу, а другой делать массаж. Какое-то время она пролежала без дела и у меня, а потом я решила, что так не пойдет. Раз в неделю я стараюсь выучить одну из потешек, распечатываю ее, и вешаю на стенку около кровати (что бы проще было подсмотреть. К воскресенью уже знаю ее наизусть:) Кстати, это отлично тренирует память, и расширяет ваш арсенал прибауток на все случаи жизни. Вот пример одной из них, моя любимая:
"Зимняя прогулка"

Наденем на ножки
(Гладим ножки)
Новые сапожки
А на ручки - рукавички
(Гладим ручки)
Рукавички-невелички
А на пяточках - носки,
(Гладим пятки)
Не малы, не велики.
А на ушки - шапку,
(Гладим ушки)
Шапку-ушанку.
Теплый шарф - на шею,
(Гладим шею)
И гулять скорее!

И таких нежных потешек там очень много. Есть и более энергичные, конечно. Какую цель они преследуют, и в чем их польза? Самый значительный бонус для меня - это эмоциональная близость с малышкой, ее и мои позитивные эмоции. Но кроме этих замечательных моментов, потешки - очень хороший инструмент развития речи и памяти ребенка. Подумайте только, что не только вы разучиваете эти потешки, их так же разучивает с вами и  ребенок. И когда-нибудь он обязательно все это выдаст:).

Когда София уже более менее разогрета и на позитиве, и что важно - В НАСТРОЕНИИ для этого (а это бывает в 1 случае из 3) мы приступаем к комплексу из замечательной книги Ирины Красиковой "Детский массаж. От рождения до трех лет".
Она очень удобно устроена, я уже писала отзыв на нее в Instagram.

В разделе "Особенности массажа" автор дает подробный план, который мы выполняем частично - опять же, в зависимости от настроения. Все действия я сопровождаю разговорами и комментариями, что бы было веселее.
Этап 1 - Массаж спины, особенно - поясничной области - растирания, поглаживания. Далее я приступаю к ягодичной области, используя различные приемы - от разминания, пощипывания до поглаживаний. Затем - этап 3 - проводится массаж ног, причем поочередно: задняя поверхность одной ноги, потом другой, и т.д. Завершается все поглаживаниями живота и грудной клетки. Очень рекомендую эту книгу Красиковой, так как объяснения в ней - сверхдоступные. Пару раз придется поработать с книгой рядом, а потом вы быстро освоитесь.
Профессиональный комплекс массажа мы делаем не каждый день, а курсами, и у специалистов. Но отдельные элементы, массирование, разминания, пощипывания и поглаживания спины, бедер, ног - практически ежедневно.

Обычно Софию хватает на массаж спинки и бедер, и она визжит и требует, что бы ее спустили на пол. Иногда, если настроение есть уже у меня - я делаю свою разминку, а она старательно повторяет. Тут нужно отметить, что понятие упражнений в традиционном смысле (приседания, разгибания, и прочие суставные движения) не нужны детям, они не вызывают отклика и интереса. "Упражнения" для раннего возраста - это комплексные движения. 
Чуть позже я планирую вводить элементы этой самой гимнастики комплексных движений, которая подробно расписана в учебнике Красиковой.

Почему массаж и гимнастика так важны и нужны для развития ребенка? Специалисты считают, что в специально организованной гимнастике ребенок имеет возможность поработать над качеством движения, и получает то, что никогда не получит в быту, на игровой плошадке, или просто бегая по дому.

В дальнейшем, когда позволят условия, я планирую приобрести маленький спортивный комплекс, вроде Раннего старта. Если ваши условия уже позволяют, делайте это немедленно! :)


Вечерние рутины отличаются от утренних спокойствием и расслабленностью. Атмосфера как бы готовит ребенка ко сну. После ужина мы идем купаться, где София обычно прекрасно занимает себя сама, если в настроении: разбирает мои бьюти штуки, плещется в воде, и прочее - помощь в развлечениях ей не требуется, лишь бы не мешали! (раскурочивать мамины маски)
Если настроения нет, то набирать ванну нет смысла - это будет нескончаемый ор, и мы в таких случаях обходимся быстрым душем.
Но если ваш ребенок фанат водных процедур (как большинство детей), можно найти там массу интересных и развивающих занятий, например  - порисовать пальчиковыми красками, попускать пузыри через соломинку (дыхательные упражнения), разыграть какую-нибудь ролевую игру, и так далее.
Еще мне бы хотелось поговорить про закаливание, но это скорее тема для отдельного поста.

Перед сном я иногда (под настроение) делаю легкий массаж под потешки из книги Ульевой, нежный и успокаивающий. Иногда могу спеть колыбельную, мне очень нравятся наши народные. Вот например:

Баю-баюшки-баю,не ложися на краю
С краю свалишься,переплачешься.
Придёт серенький волчок,тебя схватит за бочок
,Тебя схватит за бочок и утащит во лесок,
И утащит во лесок под ракитовый кусток,
Где волки воют, детям спать не дают.
А-а-а-а, а баю-баю-баю, а-а-а-а.

Эту колыбельную мне пела моя мама, а ей - ее мама. Поэтому она - самая любимая.

На первый взгляд, в наших утренних и вечерних рутинах нет ничего, что можно назвать активными развивающими занятиями. Но мне кажется, это вообще самое важное, что я делаю для развития Софии за весь день. Потешки, колыбельные, нежные разговоры - все это  - отличные инструменты развития речи ребенка, прекрасное наследие народной педагогики. Это время, которое целиком посвящено ребенку, и нашему телесному взаимодействию - эти прикосновения и поглаживания очень важны для дитяти, они помогают укрепить привязанность, снизить кортизол (гормон стресса, который блокирует возможность ребенка гармонично развиваться).

В следующем посте из этой серии мы поговорим о так называемых "целевых" развивашках, которые мы делаем после обеденного сна:)



Комментариев нет:

Отправить комментарий